Главная » Статьи » Педагогика и психология » Одаренные дети

Рабочая программа с одарёнными детьми по математике

Заветинский район село Заветное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заветинская средняя общеобразовательная школа №1

 

 

 

                                                                                                                                                                                                               «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                                       

Директор МБОУ ЗСОШ        №1

 

                                                                                                             Приказ от ---------.15 № --------

 

___________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

кружка  «Юные математики» (одарённые дети)

 

Уровень общего образования (класс) - начальное общее образование, 1 ступень 2 - 4классы

Количество часов  - 34ч.

Учитель -  Кравцова Людмила Николаевна

Год разработки программы – 2015г.

 Срок реализации программы  - 1год (2015- 2016) учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015-2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа  кружка «Юные математики» для учащихся 2- 4 классов МБОУ Заветинской средней общеобразовательной школы №1    разработана  на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования    МБОУ Заветинской  СОШ №1,

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

 Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. 

Вот почему нужно  создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности стимулируют интерес к наукам.

В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: математический конкурс-игра «Кенгуру» и другие конкурсы..

Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.

            Основная цель курса – подготовка учащихся 2 - 4-х классов к предметным олимпиадам. Данная цель достигается через решение следующих задач:

- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

- решение нестандартных логических задач;

- раскрытие творческих способностей ребенка;

- создание условий для применения полученных знаний в

нестандартных ситуациях.

                    

Основные виды деятельности учащихся

- решение занимательных задач;

- оформление математических газет;

- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы

 

Место курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю  по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2– 4-х классов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2- 4 класс (34 часа)

 

№ п/п

Тема

 

Количество

часов

Дата

1

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

8

 

03.09.15 - 22.10.15

2

Решение задач. Подготовка к школьной олимпиаде

6

 

29.10.15 -10.12.15

3

Решение задач по математике для конкурса-игры «Кенгуру».

5

 

17.12.14 - 28.01.16

4

Составление и разгадывание математических ребусов

5

 

04.02.16 - 03.03.16

5

Нестандартные и занимательные задачи

4

 

10.03.16 - 07.04.16

6

 Геометрия вокруг нас

4

 

14.04.16 - 05.05.16

 

7

Математические развлечения.

2

12.05.16 - 19.05.16

 

 

                    Итого:

34 ч

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике (8 ч)

Задачи на сообразительность. Задачи – смекалки. Комбинаторные задачи. Задачи – маршруты. Задачи на переливание. Олимпиадные задачи.

Решение задач. Подготовка к школьной олимпиаде (6 ч)

Олимпиадные задачи.

Решение задач по математике для конкурса-игры «Кенгуру». (5ч)

Участие в международном математическом  конкурсе – игре  «Кенгуру – математика для всех».

Составление и разгадывание математических ребусов 5 ч

Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов.

Нестандартные и занимательные задачи (4ч)

Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. .

 

Геометрия вокруг нас (4ч )

Задачи на нахождение периметра, площади и объёма, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.

Математические развлечения. (2 ч)

Логическая игра «Молодцы и хитрецы» Математические фокусы. Секреты математических фокусов.

                                                

Способы отслеживания результатов

 

- наблюдение за детьми в ходе работы

-  проведение практических работ

- выполнение творческих работ

-  участие в олимпиадах, участие в международном математическом          конкурсе – игре  «Кенгуру – математика для всех»

                                      

Ожидаемые результаты:

 

- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;

- повышение интереса учащихся к предмету -  математика.

 

                           Планируемые результаты освоения обучающимися программы

 

 Формирование универсальных учебных действий

 У обучающихся будут сформированы следующие УУД:

Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;  умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.

Коммуникативные -  потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.

Обучающийся получит возможность  для формирования универсальных учебных действий:

Личностные результаты - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату,  умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта,  умение устанавливать аналогии на предметном материале.

Коммуникативные результаты - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к  процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.

 Предметные результаты

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

- способствовать улучшению качества решения задач, различного уровня сложности, учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах

 

Календарно-тематическое планирование

занятий кружка «Юные математики».

 

 №

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, часов

  Характеристика деятельности обучающихся.

               Дата

план

факт

I

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

8 ч

 

 

 

Решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки;

Выполнять схематическое изображение задач

Составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы;

 

 

1,2

Задачи на сообразительность

2

03.09.15

10.09.15

 

3,4

Табличная логика

2

17.09.15

24.09.15

 

5,6

Задачи-шутки

2

01.10.15 08.10.15

 

7

Комбинаторные задачи

1

15.10.15

 

8

Комбинаторные задачи

1

22.10.15

 

II

 Подготовка к школьной олимпиаде

6 ч

 

 

Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный способ;

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения;

Решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки;

Решение заданий повышенной трудности

 

 

9

10

Решение задач повышенной трудности

2

29.10.15 12.11.15

 

11

 

Интересные приемы устного счета

1

19.11.15

 

12

13

Задачи, связанные с нумерацией

2

26.11.15 03.12.15

 

14

Школьный тур олимпиады

1

10.12.15

 

III

Решение задач по математике для конкурса-игры «Кенгуру».

5 ч

 

 

 

Решать задания повышенной трудности. Групповая работа. Решение нестандартных задач

 

 

 

15-

18

Решение нестандартных математических заданий

4

17.12.15 24.12.15 14.01.16 21.01.16

 

19

Международная игра «Кенгуру»

1

28.01.16

 

IV

Составление и разгадывание математических ребусов

5 ч

 

 

 

Составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы;

 

 

 

 

20-21

Числовые головоломки

2

04.02.16 11.02.16

 

22-23

Математические ребусы

2

18.02.16 25.02.16

 

24

Составление простейших математических ребусов

1

03.03.16

 

IV

Нестандартные и занимательные задачи

4 ч

 

 

 

Решение задач на сообразительность, задач-смекалок, комбинаторных задач;

Решать задачи на

сообразительность, задач-смекалок, комбинаторных задач;

Составляют схемы, диаграммы

 

 

25

Задачи на сообразительность

1

10.03.16

 

26

Старинные задачи

1

17.03.16

 

27

Задачи-шутки

1

24.03.16

 

28

Комбинаторные задачи

1

07.04.16

 

V

Геометрия вокруг нас

4 ч

 

Находить в окружающем мире предметы, дающие представление о некоторых геометрических фигурах. Запись геометрических понятий, решение геометрических заданий. Вычерчивание геометрических фигур. Выполнять упражнения с квадратами.

Конструировать фигуры на плоскости из различного материала

 

 

 

29

Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»

1

14.04.16

 

30

 

Упражнения - чертежи на нелинованной бумаге

1

21.04.16

 

31

Игра «Удивительный квадрат».

1

28.04.16

 

32

Преобразование фигур на плоскости

1

05.05.16

 

VI

Математические развлечения

2 ч

 

 

Решают нестандартные задания.

 

 

 

 

 

 

33

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1

12.05.16

 

34

Математические конкурсы и фокусы

1

19.05.16

 

      Итого:

34 ч

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.

3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.

4. Кенгуру-2009. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2009.

5.Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2015 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html

6. Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

7.Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

8.Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

 

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2.КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

 

Технические средства обучения.

1. . Персональный компьютер.

2.  Мультимедийный проектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Источник: http://программа с одарёнными детьми
Категория: Одаренные дети | Добавил: Люда (08.01.2016) | Автор: программа , одаренные дети
Просмотров: 2841 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: