Выступление на районном семинаре по теме:
«Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования, а также при переходе на 2 ступень образования в условиях ФГОС»
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком».
Л. С. Выготский
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наша профессия очень трудная. Она требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Поэтому, наверное, она и самая интересная.
Мы делаем с вами одно важное дело – растим будущее нашей страны. И то, каким оно будет, зависит от нас с вами тоже. Ни воспитателям, ни учителям среднего звена ни нам в одиночку не добиться успеха. Поэтому нам необходимо работать сообща! Сегодня наше методическое объединение хочет поделиться опытом по проблеме преемственности дошкольного начального , среднего общего образования».
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых ФГОС начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Образование – это ресурс развития общества.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Задача ФГТ - научить ребёнка учиться
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
В условиях ФГТ и ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные. УД и УУД
Дошкольное образование |
Начальное образование |
Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности. |
Предметные результаты
(знания, умения, навыки). |
Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др |
Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др |
Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).
Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу). |
Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества |
|
|
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Этапы осуществления преемственности между детским садом и школой:
Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности:
Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
Проведение профилактических мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;
Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
Проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора;
Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Наша школа долгое время сотрудничает с МБДОУ Центром развития ребенка детским садом № 1 с. Заветного. Посредством этого сотрудничества в нашей школе работан план работы «детский сад – начальная школа». Наша главная цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. Ежегодно учителя нашей школы, воспитатели и психологи детского сада проводят диагностику уровня готовности детей к школе. Она включает в себя следующие критерии: физическая, психологическая и личностная готовность.
На основе результатов мониторинга, нашей школой и детским садом составляется план сотрудничества и вырабатывается план конкретных действий для обеспечения наиболее благоприятных условий адаптации детей к школе. План сотрудничества предусматривает работу с детьми, работу в связке воспитатель – учитель и работу с родителями.
Работа с детьми предусматривает: посещение учителями начальной школы открытых занятий воспитанников старшей и подготовительной групп, организацию совместных выставок рисунков детей детского сада и учеников первых классов, участие школьников в утреннике «До свидания, детский сад. Здравствуй школа» и др. Педагоги нашей школы посещают открытые занятия в ДУ.
Особое внимание уделяется и проблеме принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Этому во многом этому способствуют организационные экскурсии с их последующим обсуждением, рисованием и лепкой по теме. Желающие принять участие в экскурсиях родители, тоже могут прийти в школу. Дети посещают школьную библиотеку, кабинет директора, учительскую, столовую, спортивный зал, классы, могут посидеть за школьной партой, поиграть в коридорах, посмотреть выставки рисунков и поделок, посидеть за компьютером, порисовать на интерактивной доске и даже принять участие в спортивных соревнованиях. Подобные мероприятия производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию. После посещения школы дети делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой в рисунке, лепке, сюжетно-ролевой игре, инсценировке.
Сотрудничество воспитателя и учителя заключается в изучении и анализе программ начальной школы и детского сада, рекомендациях учителя воспитателю по подготовке детей к школе, в изучении нормативных документов, составлении списков будущих первоклассников.
Несомненно, важную роль в процессе подготовке детей к школе играют родители. В рамках программы преемственности проводятся родительские собрания, на которых обсуждаются наиболее важные вопросы, касающиеся подготовки детей к школе.
В этом году планируется принять в первый класс нашей школы 48 детей из них 43 – воспитанники Центра развития ребенка детского сада № 1.
Реализация преемственности между ступенями начальной и средней школой также является важным условием для успешности и развития школьников…
Цель работы по преемственности:
Облегчить переход детей с одной ступени обучения на другую;
Создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе;
Облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям;
Установить нормальные взаимоотношения, творческое сотрудничество учителей начальных классов и предметников.
Преемственность на этой ступени осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам и организационным формам учебно-воспитательной работы.
Мы устанавливаем систематические деловые контакты между учителями начальных классов и учителями-предметниками.
Подготовка учащихся к основной школе требует творческого содружества педагогов. У нас практикуются совещания по обмену опытом работы. Обращаемся к проблеме «пятых классов» на педагогических совещаниях, заседаниях совместных мероприятиях учащихся начальных классов и пятиклассников. Вовремя проведенная тарификация дает возможность учителям-предметникам познакомиться со своими будущими учениками, а также с «педагогическим подчерком» их первого учителя.
В свою очередь учителя начальных классов учитывают стиль работы учителей 2-й ступени, знать характер их требований, методы и приемы работы.
Немаловажно значение для осуществления преемственности имеет значение учителями младших классов программ и учебников 5 класса, а учителями-предметниками - соответствующих программ и учебников начальной школы. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера - сегодня - завтра» знаний, умений и навыков конкретных учеников конкретного класса.
Учителю начальных классов необходимо знать темы, которые вызывают наибольшие затруднения у пятиклассников. Предотвратить возможное отставание помогает перспективное, пропедевтическое изучение таких тем.
Задача учителей-предметников - обратить внимание учителей начальных классов на типичные ошибки, которые допускают учащиеся в 5 классе, назвать сложные темы и разделы программы.
Мы приглашаем на «открытые» уроки для специалистов основной школы с целью изучения уровня готовности к переходу в основную школу, индивидуальных особенностей учащихся и класса в целом, проводим экскурсии по кабинетам основной школы; классные часы “Скоро в 5-ый класс”, родительские собрания “Особенности подросткового возраста” Взаимно посещаем уроки в 4- х , 5-х классах с целью осуществления преемственности, знакомим учителей 5 классов с портфолио учащихся, проводим совместно комплексные и итоговые контрольные работы.
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенных в новых стандартах, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Уважаемые коллеги!!! Поздравляю Вас с началом Нового Учебного Года! Желаю Вам творческих успехов, крепкого здоровья, счастья, радости, добра, мира и благополучия в Вашем доме! Желаю, реализации всех Ваших идей и планов, из которых складывается Ваш путь к успеху.
Пусть в этот учебный год сбудутся Ваши заветные желания!
Источник: http://Доклад на районный педагогический семинар |