Не для кого не
секрет, что общество, на данном этапе своего развития, характеризуется очень
большими информационными потоками – отчего и носит название «информационного». Благодаря
развитию средств массовой информации, глобальной сети Интернет, и других видов коммуникации,
человек получил возможность быстрого и легкого доступа к практически любым информационным
ресурсам, в том числе правовым. Возросла
правовая грамотность населения, что не могло не отразиться и на деятельности
школ. Сегодня, заголовки новостей пестрят сообщениями о громких судебных
процессах в отношении работников образования, об их профессиональной
некомпетентности, жестоком обращении с детьми и т. д. Родители учащихся все
чаще отстаивают права ребенка в суде. То, что родители отныне знают, куда
обращаться, в случае нарушения прав, несомненно, хорошо. Но есть и другая
сторона медали – так называемая «цепная реакция». Заручившись, порой, весьма
скудными знаниями в области юриспруденции, родители учащихся, даже при возникновении
малейших конфликтов, не желают решать их на локальном уровне. Пишутся жалобы,
претензии, основанные на личном отношении к ситуации. И нередко учитель становится
жертвой предвзятого отношения родителей или попросту асимметрии информации. Вот
почему, он должен знать права всех участников педагогического процесса, и в
случае возникновения спорной ситуации, действовать в рамках правового поля. Каждый учитель должен уметь защитить себя и
свою репутацию в случае необоснованных обвинений со стороны родителей,
администрации школы и других лиц! В связи с этим, ниже представлен перечень
прав и обязанностей учителя, учащихся и родителей.
Права учителя
Учитель,
классный руководитель имеет право на:
- Защиту
профессиональной чести и достоинства.
(Закон
РФ «Об образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном
учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
- Защиту
человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации,
ученика или его родителей (законных представителей).
(Конституция
РФ, ст.23 п.1)
Участие
в управлении школой в соответствии с Уставом школы.
(Типовое
положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства
РФ от 19 марта 2001 г.
N 196) п.64)
- Высказывание
в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности
любого работника школы или системы образования.
- Высказывание претензии к
ребенку в деликатной форме.
-
Условия
для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места,
оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и
нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями.
(Трудовой
кодекс РФ, ст.22)
- Выдвижение
своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.
(Типовое
положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства
РФ от 19 марта 2001 г.
N 196) п.64)
- Свободу
выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных
пособий и материалов, учебников.
(Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», пп.35,65; Закон РФ «Об
образовании, ст.14, Типовое положение об
общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19
марта 2001 г.
N 196) п.65)
- Свободу
выбора методов оценки знаний учащихся.
(Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65; Закон РФ «Об образовании,
ст.55 п.4, ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)
- Установление
требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять
достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим
Правилам.
(Конвенция
о правах ребенка, ст.ст.3,19)
- Отказ
от административных поручений, не связанных с выполнением своих
должностных обязанностей и конкретных обязательств.
- Конфиденциальность
дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению
заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов
обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку
его работы, давать по ним объяснения.
(Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.39,46,47,50,68; Закон РФ «Об
образовании, ст.55 п.3)
- Творчество,
инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.
(Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.61; Закон РФ «Об образовании,
ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65) Обращение индивидуально или в составе группы лиц к Уполномоченному по
правам участников образовательного процесса, конфликтную комиссию, в любые
вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.
(Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.50; Конституция РФ ст.33,
Федеральный закон от 2 мая 2006 г.
N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации" ст.2 п.1)
- Быть
предупрежденным о замене уроков заранее.
-
На
отгулы за работу в выходные и праздничные дни.
- На оплату труда в нерабочие дни
в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.
(Трудовой
кодекс РФ, ст.153)
- На
защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей)
учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.
(Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.67)
- Требовать:
- от родителей (законных представителей) посещение родительских собраний,
- создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);
(Семейный
кодекс РФ, ст.17 п.4, Типовое положение об
общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19
марта 2001 г.
N 196) п.60)
- от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.
(Как
правило, прописывается в Уставе школы)
- Не
допускать учащегося к процессу производственного труда по причине отсутствия
специальной формы (учащийся в таком случае находится в кабинете труда под
присмотром учителя).
- Учитель
физической культуры имеет право не допускать учеников к занятиям без спортивной
формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром
учителя).
Обязанности учителя
Учитель
обязан:
- Работать
честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными
инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы,
правилами внутреннего трудового распорядка, соблюдать требования техники
безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены,
противопожарной безопасности.
(Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.70; Типовое положение об
общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19
марта 2001 г.
N 196) п.67).
- Вести
себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и
вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы. Быть нравственным
примером учеников.
(Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.1,6)
- Уважать
личность ребенка, его человеческое достоинство.
(Конвенция
о правах ребенка, ст.ст.2,12-17,19)
Уважать
права учащихся на выражение мнений и убеждений.
(Конвенция
о правах ребенка, ст.ст.12,13)
- Поддерживать
дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся
методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к
ученикам. (Конвенция о правах ребенка, ст.19, Типовое положение об
общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19
марта 2001 г.
N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст.15. п.6)
- Систематически
повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики
обучения.
(Типовое
положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства
РФ от 19 марта 2001 г.
N 196) п.67)
Вести
в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно
представлять администрации школы отчетные данные.
Своевременно
выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.
Оценивать
ответ учащегося, а не его личность.
(Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)
- Стараться
найти положительные моменты в работе каждого учащегося.
- Дежурить
по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.
Содержать
в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы,
своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.
- Принимать
меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести
ответственность за жизнь и здоровье учащихся.
(Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.69, Положение о расследовании
и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе
Гособразования СССР, утв. Приказом Государственного комитета СССР по
народному образованию от 1 октября 1990 г. N 639, п.1.12)
Отпускать
ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или
справки медицинской сестры (врача).
- В непредвиденных случаях
необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными
представителями) учащегося.
(Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г.)
- Периодически
проходить бесплатные медицинские обследования.
- Учителю
запрещено:
- Применять
к учащемуся меры физического и психического насилия.
(Закон
РФ «Об образовании», ст.15.п.6, Типовое положение об общеобразовательном
учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)
Опаздывать
на урок.
(Трудовой
кодекс РФ, ст.21)
Выгонять
ученика с урока.
(Конституция
РФ, ст.43)
- Выставлять
в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося. (Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)
- Задавать
домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4
классах, кроме чтения художественной литературы.
(Конвенция
о правах ребенка, ст31; Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 ноября 2002 г.
N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02", п.2.9.19.)
Учитель или
другой участник образовательного процесса привлекается к ответственности,
предусмотренной законодательством РФ в следующих случаях:
1. Игнорирование прав и свобод ребенка
Проявления:
- неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
- пренебрежение основополагающим понятием прав человека "достоинство
человека" (многие педагоги считают, что достоинством обладают только
взрослые);
- представление о ребенке, как о пассивном материале, из которого учителю
предстоит лепить "нечто" по своему усмотрению, полное игнорирование
детской индивидуальности;
- пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения;
- государственная типовая школа остается основным местом образования;
- не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования
лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших
средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных
доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения
качественное образования);
- распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок
рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как объект).
2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое
достоинство
- физическое насилие;
- психологическое, психическое насилие;
- система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение
учащихся;
- выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки
по предмету;
- отчисление из учебного заведения детей не достигших 14 лет;
- перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных
представителей и ребенка.
Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее
человеческое достоинство.
Насилие – любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое
и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.
Выделяется два вида насилия над детьми – физическое и психическое.
Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в
возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения
могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи)
нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или
постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на
ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или
же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
- угрозы в адрес ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или
возможностям;
- ложь и невыполнение взрослым обещаний;
- однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую
травму.
Пренебрежение интересами ребенка – это хроническая неспособность
родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности
ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском
уходе, образовании, защите и присмотре.
Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность
родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую
поддержку, внимание и привязанность.
3. Наносится вред здоровью ребенка
Проявления:
- расписание не соответствует нормам валеологии;
- сверхнормативное увеличение учебного плана;
- проведение более 2-х контрольных, проверочных работ в день;
- большие объемы домашних заданий;
- у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъявить неправильный
ответ).
4. Отсутствие возможности участия в соуправлении
учебным заведением.
- Отсутствие общественных детских, молодежных объединений в учебных заведениях.
Права
родителей
- Родители (законные представители)
имеют право на:
- Обеспечение со стороны государства
общедоступности получения их детьми начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования.
(Конституция РФ, ст.43, Закон РФ
«Об образовании, ст.2 п.3, ст.5 п.3)
- Выбор для своих детей форм
получения образования, в том числе семейного образования, и видов
образовательных учреждений.
(Закон РФ «Об образовании, ст.52
пп.1,4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв.
постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59 )
- Ознакомление с Уставом школы и
другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
(Закон РФ «Об образовании, ст.16,
п.2, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации" ст.9 п.4).
- На прием детей в соответствии с
Уставом школы и действующим законодательством. (Закон РФ «Об образовании, ст.16,ст.19
п.2)
- Участие в управлении школой, в
соответствии с Уставом школы (Совет школы, Попечительский совет, родительские
комитеты).
(Закон РФ «Об образовании, ст.52
п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением
Правительства РФ от 19 марта 2001
г. N 196) п.59)
- Ознакомление с ходом и содержанием
образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.
(Закон РФ «Об образовании, ст.15
п.7)
- Перевод ребенка, получающего
образование в семье, для продолжения образования в школе при его
положительной аттестации.
(Закон РФ «Об образовании, ст.50
п.3)
- Обсуждение спорных вопросов
с учителями или администрацией школы и обращение к уполномоченному по
правам участников образовательного процесса.
(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем
образовании в городе Москве", ст.17 п.1 пп.3)
- Обеспечение религиозного и
нравственного воспитания в соответствии со своими собственными убеждениями.
Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует
навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями.
(Конвенция о правах ребенка
ст.14, Закон РФ «Об образовании, ст.2 п.4)
- Проживающие отдельно от ребенка
родители имеют право на посещение родительских собраний, а также на
получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не
наносит вреда ребенку.
(Семейный кодекс РФ, ст. 66)
- Добровольные пожертвования и
целевые взносы школе в форме, предусмотренной Уставом и ознакомление с
материалами об их использовании.
(Закон РФ «Об образовании, ст.41,
п.8)
- Своевременную информацию о
родительских собраниях и встречах родительской общественности с
директором школы.
- Дополнительные встречи с учителем,
если родитель (законный представитель) считает, что на то есть основания (по
согласованию с учителем).
(Рекомендация ЮНЕСКО от
05.10.1966г. «О положении учителей», п.74)
- Корректное высказывание
обоснованной критики в адрес школы на родительских собраниях, а также при
встрече с директором школы.
(Типовое положение об общеобразовательном
учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59п.п. «в»)
- В случае
конфликта между родителем (законным представителем) и учителем, между
учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися перевод
ребенка в другой класс с согласия администрации.
(Конвенция о правах ребенка,
ст.3)
- Требовать от органа исполнительной
власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования
проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и
направленности образовательных программ по обращению в указанный орган на
основании решения общего собрания родителей (законных представителей) учащихся
школы.
(Закон РФ «Об образовании, ст.38,
п.1,2)
Обязанности
родителей
Родители (лица, их заменяющие) обязаны:
· выполнять Устав школы в части, касающейся их
прав и обязанностей;
· защищать права и интересы своих
несовершеннолетних детей, не применять мер наказания, унижающих личность
ребенка;
· воспитывать и создавать необходимые условия
для получения детьми образования: направлять ребенка в школу в опрятном виде, с
необходимыми принадлежностями для учебного процесса в школе;
· оказать ребенку посильную помощь в учебной
деятельности дома, обеспечивать необходимые условия для выполнения домашних
заданий, поддержать интересы, творческие инициативы, проявление
самостоятельности (если они служат созданию добра);
· обеспечивать систематический контроль за
посещаемость уроков, внеклассных школьных занятий, за результатами учебной
деятельности и выполнением домашних заданий;
· содействовать выполнению Правил для учащихся
школы;
· не допускать пропусков занятий детьми без
уважительной причины, следить за здоровьем детей, своевременно ставить в
известность школу о болезни ребенка, подтверждать пропуски отдельных уроков и
учебных дней медицинскими справками, обеспечивать прохождение программного
материала детьми за период их отсутствия в школе;
· обеспечивать безопасный путь ребенку в школу
и из школы;
· обращать внимание педагогов на острые
проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, искать пути обоюдного их решения,
представлять телефоны для оперативной связи во время пребывания ребенка в
школе;
· разумно организовывать режим и свободное
время ребенка, в том числе в выходные, праздничные и каникулярные дни, следить
за его времяпровождением;
· возмещать материальный ущерб за неблаговидные
дела и поступки своих детей;
· нести ответственность за ликвидацию
академической задолженности ребенка в течение лета в случае его условного
перевода;
· решать вопрос в месячный срок (совместно с
органами местного самоуправления) о направлении исключенного из школы ребенка в
другое образовательное учреждение или о его трудоустройстве;
· уважать права, честь и достоинство педагогов,
поддерживать их авторитет и воспитывать к ним уважительное отношение ребенка,
если их деятельность соответствует нормам педагогической этики;
· заботиться о престиже школы;
· показывать своим детям положительный пример
выполнения трудовых, гражданских и семейных обязанностей; ограждать их от
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания и т.д.), прививать здоровый
образ жизни; нести равную ответственность в отношении своих детей в случаях,
когда брак между родителями расторгнут;
· поддерживать постоянную связь с педагогами,
регулярно посещать родительские собрания;
· добросовестно выполнять свои обязанности в
любых выборных органах школьного самоуправления, в которые делегирован от имени
родителей.
Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих)
обучающихся, воспитанников разработаны на основе Закона об образовании,
Типового положения об образовательном учреждении с учетом Всеобщей декларации
прав человека, Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка, а также
Устава школы. Перечень прав и обязанностей родителей (лиц, их заменяющих)
составлен, исходя из стремления максимально полно учесть интересы всех сторон.
Источник: http://kravtsoval.ucoz.ru/ |