Главная » Статьи » Статьи » Личные статьи

Л.Н. Кравцова "Как писать исследовательскую работу". Пособие для учителей начальных классов

Исследовательский метод в обучении относится к категории продуктивных методов и предполагает самостоятельный поиск и открытие новых знаний учеником. При таком подходе к обучению развивается творческое мышление, прививаются навыки планирования и организации  своей деятельности, развивается способность отбирать и систематизировать материал, делать выводы и правильно их интерпретировать.

Как же научить ребенка правильно организовывать исследование и оформлять исследовательскую работу?

Для этого разберемся в структуре исследования.

Каждое исследование начинается с постановки проблемы. Проблема – это вопрос, на который в данный момент времени мы не можем ответить, либо противоречивая ситуация, для которой на данном этапе нет точно обозначенных вариантов решения. Проблема в исследовании – это своего рода побуждающий фактор к действию: «мне это непонятно – я хочу узнать, разобраться, решить». Постановка и формулировка проблемы это первый важный этап в проведении исследования, так как это фундамент Вашей будущей работы. Формулировка проблемы может выражаться в описании противоречивой ситуации, либо в форме проблемного вопроса. Например, описание противоречивой ситуации может выглядеть так: «Если опустить спичку в воду, то она погаснет. Но вместе с тем, если опустить спичку в спирт, он загорится. Но ведь и вода и спирт жидкости, и спичка должна погаснуть в обоих случаях. Но во втором случае этого не происходит. Почему?». Форма проблемного вопроса может основываться на наблюдении. Например: «Русский народный фольклор представлен множеством сказок, разных по своему содержанию и сюжетам, но, если внимательно их проанализировать, можно увидеть одну особенность: некоторые герои, символы переходят из одной сказки в другую, не меняя своей роли. Возникает проблемный вопрос: «Почему же так происходит?».

Вторым этапом проведения исследования является формулировка темы исследования и определение ее актуальности. Тема должна быть максимально лаконичной и отражать основное содержание исследования, то есть быть сформулированной таким образом, чтобы любой человек, прочитав ее, смог понять, о чем будет идти речь в данной работе. Кроме того, тема должна затрагивать узкую область знания. Чем шире тема исследования, тем оно сложнее в проведении и тем более расплывчатые результаты получаются в конце. Здесь важна конкретика! К примеру, если мы будем опираться на второй вариант проблемы, описанный выше, то формулировка темы для данной исследовательской работы может звучать следующим образом: «Русская народная сказка. Ее ключевые символы и образы». Тема исследования должна быть актуальной. Для ученика начальной школы актуальность исследования может выражаться в личной потребности получения информации, в ее полезности для общества.

После выбора темы, целесообразно определить объект и предмет исследования. Объект исследования – это непосредственно то, на что направлено наше исследование, то есть то, что мы будем изучать. Например, для темы «Русская народная сказка. Ее ключевые символы и образы», объектом исследования будет выступать непосредственно сама русская народная сказка. Предмет исследования – это та сторона, с которой мы будем рассматривать наш объект. Ведь, согласитесь, русскую народную сказку можно рассматривать и с точки зрения ключевых образов, и с точки зрения лингвистических особенностей, и с точки зрения исторической значимости. То есть предметов исследования может быть множество, но для проведения исследования всегда выбирается один предмет!  Итак, для нашего объекта «русская народная сказка» выберем следующий предмет: анализ русской сказки с точки зрения ее ключевых персонажей.

Следующим важным этапом в проведении исследования является постановка цели исследования. Цель должна отражать всю направленность наших дальнейших действий, то есть, говоря простым языком, то, для чего собственно исследование проводится. Примерная формулировка цели исследования может выглядеть так: «Изучение символической роли героев Иванушки-дурачка, Бабы Яги и Василисы Премудрой в русских народных сказках». Очень важно: цель всегда одна! В научных исследованиях допускается наличие подцелей, но они, ни в коем случае не должны противоречить главной цели. К тому же, чаще всего, подцели можно переквалифицировать в задачи.

После постановки цели, нам необходимо определить путь, ее достижения – именно эту функцию выполняют задачи исследования. Задачи исследования могут быть следующими:

1. Проанализировать работы исследователей русского народного фольклора и дать определение понятию «сказка», выделить основные виды сказок, определить композиционную структуру и основные особенности русской народной сказки.

2. Рассмотреть основные особенности и роль таких персонажей русской народной сказки как: Иванушка-дурачок, Баба Яга, Василиса Премудрая.

3. Сделать вывод по данной теме.

На следующем этапе необходимо определить методы исследования. Набор методов определяется особенностями самого исследования. То есть, методы, которые будут необходимы в одном исследовании, могут оказаться совершенно неприемлемыми в другом. Существует набор универсальных общенаучных методов:

-       анализ;

-       синтез;

-       индуктивный метод;

-       дедуктивный метод;

-       метод контент-анализа;

Для учащихся начальных классов, можно определить индивидуальный набор методов, который будет им более понятен. Например:

1.     Прочитать в учебнике, словаре, энциклопедии, справочнике, сети Интернет;

2.     Спросить у специалиста, учителя, у старших;

3.     Понаблюдать;

4.     Посмотреть учебный фильм;

5.     Найти наглядный материал;

6.     Провести эксперимент;

7.     Проанализировать;

8.     Обобщить.

После выбора методов исследования следует этап постановки и формулировки гипотезы. Гипотеза – это предположение, не имеющее научного подтверждения. В случае проведения исследования, это предварительный ответ на проблемный вопрос или ситуацию. Гипотеза в процессе исследования может быть подтверждена или опровергнута. Пример гипотезы: «Для первоначального ответа на проблемный вопрос мы предположили, что герои «кочующие» из сказки в сказку – это собирательные персонажи, образы которых складывались веками. Может быть, это были божества, которым поклонялись славяне и приписывали им определенные черты, а может, были простые люди, сильные и смелые или наоборот, злые и жадные, и народ в своих сказках восхвалял или порицал их».

Следующий этап – это сам процесс поведения исследования. Здесь и находит свое отражение творческий характер данного метода обучения. Четкого алгоритма процесса проведения исследования не существует. Его определяет сам исследователь. Он может очертить круг источников, из которых будет получена информация, определить последовательность использования методов исследования. В процессе исследования исследователь должен получить определенные результаты, которые должны быть зафиксированы в исследовательской работе, после чего наступает саамы важный этап исследования – интерпретация результатов.

Интерпретация результатов заключается в систематизации полученных данных и их трактовке в соответствии с причинно-следственными связями с проблемой, темой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования. Иными словами, ученик должен сделать выводы по полученным результатам и связать их с предыдущими этапами исследования – ответить на проблемный вопрос, определить была ли достигнута цель и подтверждена гипотеза.

Заключительным этапом является оформление работы и презентация результатов исследования. Оформление работы осуществляется в соответствии с основными правилами и требованиями, принятыми в вашем образовательном учреждении. Не приветствуется использование нестандартных шрифтов, слишком большое количество курсивных и полужирных выделений текста. Рисунки, фотографии рекомендуется выносить в приложение, либо в сопровождающую презентацию. Важно! В исследовательских научных работах, никогда не используется местоимение «Я». Это считается дурным тоном. К тому же, проведение исследования всегда проходит под наблюдением научного руководителя, коим в школе является учитель. Предполагается, что вы работаете в паре. Поэтому, в тексте работы должны присутствовать фразы: «актуальность НАШЕГО исследования», «МЫ пришли к выводу, что…» В работе помимо проблемы, темы, актуальности, объекта, предмета, целей и задач, должны быть четко прописаны введение, заключение, в котором отражены основные выводы и список источников информации.

К презентации результатов исследования стоит подойти особенно тщательно. Ведь любая, даже самая грамотная работа, может быть испорчена неумелым ее представлением. Чтобы этого не допустить, следует придерживаться определенных правил:

-       перед началом презентации представьтесь, представьте Вашего научного руководителя и озвучьте тему исследования;

-       презентуя результаты своего исследования, Вы должны свободно ориентироваться в работе, то есть знать ее «от А до Я»;

-       представление результатов лучше проводить с сопровождающей презентацией, чтобы слушатели могли видеть графики, таблицы, изображения. Большинство людей – визуалы;

-       не бойтесь вопросов от слушателей. Вопрос – это признак того, что тема заинтересовала аудиторию;

-       соблюдайте регламент. Чаще всего, на выступление отводится не более трех-пяти минут и не более двух минут для того, чтобы ответить на вопросы и дать пояснения;

-       во время презентации озвучьте: тему, цель, гипотезу, основные выводы;

-       обязательно скажите о том, была ли подтверждена гипотеза, достигли ли Вы поставленной цели;

-       в конце выступления поблагодарите слушателей за оказанное Вам внимание.

 

Исследование, само по себе, процесс трудоемкий, но вместе с тем, очень увлекательный и интересный. Я как учитель, могу сказать, что исследовательские работы стали любимым занятием моих детей. Такой вид деятельности дает им возможность проявить себя. Презентуя результаты исследования, каждый из учащихся видит плоды своего труда, которые приносят им моральное удовлетворение и побуждают их двигаться к новым победам.

Для удобства учителей, я разработала бланк примерного плана проведения исследования, который можно использовать на уроках, где применяется исследовательская технология. Работа с планом значительно экономит время и помогает детям визуально запомнить последовательность проведения исследования. Бланк можно скачать здесь>> 



Источник: http://kravtsoval.ucoz.ru
Категория: Личные статьи | Добавил: Люда (06.03.2013) | Автор: Л.Н. Кравцова
Просмотров: 6300 | Комментарии: 2 | Теги: исследовательская технология, исследование | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: