Главная » Статьи » Документация » Доклады

Л.Н. Кравцова "Правовое поле в деятельности учителей. Права и обязанности участников образовательного процесса"
Не для кого не секрет, что общество, на данном этапе своего развития, характеризуется очень большими информационными потоками – отчего и носит название «информационного».
Благодаря развитию средств массовой информации, глобальной сети Интернет, и других видов коммуникации, человек получил возможность быстрого и легкого доступа к практически любым информационным ресурсам, в том числе  правовым. Возросла правовая грамотность населения, что не могло не отразиться и на деятельности школ. Сегодня, заголовки новостей пестрят сообщениями о громких судебных процессах в отношении работников образования, об их профессиональной некомпетентности, жестоком обращении с детьми и т. д. Родители учащихся все чаще отстаивают права ребенка в суде. То, что родители отныне знают, куда обращаться, в случае нарушения прав, несомненно, хорошо. Но есть и другая сторона медали – так называемая «цепная реакция». Заручившись, порой, весьма скудными знаниями в области юриспруденции, родители учащихся, даже при возникновении малейших конфликтов, не желают решать их на локальном уровне. Пишутся жалобы, претензии, основанные на личном отношении к ситуации. И нередко учитель становится жертвой предвзятого отношения родителей или попросту асимметрии информации. Вот почему, он должен знать права всех участников педагогического процесса, и в случае возникновения спорной ситуации, действовать в рамках правового поля.
Каждый учитель должен уметь защитить себя и свою репутацию в случае необоснованных обвинений со стороны родителей, администрации школы и других лиц!
В связи с этим, ниже представлен перечень прав и обязанностей учителя, учащихся и родителей.  
Права учителя
   Учитель, классный руководитель  имеет  право на:
  1. Защиту  профессиональной чести и достоинства. (Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
  2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации,  ученика или его родителей (законных представителей). (Конституция РФ, ст.23 п.1) Участие  в управлении школой в соответствии с Уставом школы. (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
  3. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования.
  4. Высказывание  претензии к ребенку  в  деликатной форме.
  5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного  в соответствии  с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного  необходимыми пособиями. (Трудовой кодекс РФ, ст.22)
  6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе. (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
  7. Свободу выбора  и использования методик обучения и воспитания,  учебных пособий и материалов, учебников. (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», пп.35,65; Закон РФ «Об образовании, ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)  
  8. Свободу выбора  методов оценки знаний учащихся. (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)  
  9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство  ученика и противоречить Уставу школы  и настоящим Правилам. (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.3,19)
  10. Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных   обязанностей и конкретных обязательств.
  11. Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.39,46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.3)
  12. Творчество,  инициативу в освоении образовательных и развивающих программ. (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.61; Закон РФ «Об образовании, ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65) Обращение индивидуально или в составе группы лиц к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса, конфликтную комиссию, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами. (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.50; Конституция РФ ст.33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ст.2 п.1)  
  13. Быть предупрежденным о замене уроков заранее.
  14. На отгулы за работу в выходные и праздничные дни.
  15. На оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ. (Трудовой кодекс РФ, ст.153)
  16. На защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя. (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.67)
  17. Требовать:
  18. от родителей (законных представителей) посещение родительских собраний,
  19. создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня); (Семейный кодекс РФ,  ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)
  20. от учащихся соблюдения Правил школьной жизни. (Как правило, прописывается в Уставе школы)
  21. Не допускать учащегося к процессу производственного труда по причине отсутствия специальной формы (учащийся в таком случае находится в кабинете труда под присмотром учителя).  
  22. Учитель физической культуры имеет право не допускать учеников к занятиям без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).  
Обязанности учителя
Учитель   обязан: 
  1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной  безопасности. (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.70; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67). 
  2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы. Быть нравственным примером учеников. (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.1,6) 
  3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство. (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.2,12-17,19)  Уважать  права   учащихся  на выражение мнений и убеждений. (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12,13) 
  4. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства  учащихся  методами,  исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам. (Конвенция о правах ребенка, ст.19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст.15. п.6) 
  5. Систематически повышать свой  профессиональный уровень, использовать современные методики обучения. (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67)  Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации  школы отчетные данные.  Своевременно  выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.  Оценивать ответ учащегося, а не его личность. (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65) 
  6. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося. 
  7. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в  хозяйственную службу.
  8. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье  учащихся. (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. Приказом Государственного  комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. N 639, п.1.12) Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача).
  9. В непредвиденных случаях  необходимо  согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося. (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г.)  
  10. Периодически проходить бесплатные медицинские обследования.  
  11. Учителю  запрещено: 
  12. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия. (Закон РФ «Об образовании», ст.15.п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)  Опаздывать на урок. (Трудовой кодекс РФ, ст.21)  Выгонять ученика с урока. (Конституция РФ, ст.43) 
  13. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося. (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65) 
  14. Задавать  домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной  литературы. (Конвенция о правах ребенка, ст31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02", п.2.9.19.)  
Учитель или другой участник образовательного процесса привлекается к ответственности, предусмотренной законодательством РФ в следующих случаях:
1. Игнорирование прав и свобод ребенка Проявления:
- неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
- пренебрежение основополагающим понятием прав человека "достоинство человека" (многие педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые); - представление о ребенке, как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить "нечто" по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;
- пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения; - государственная типовая школа остается основным местом образования; - не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественное образования);
- распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как объект).
2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство - физическое насилие;
- психологическое, психическое насилие;
- система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;
- выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;
- отчисление из учебного заведения детей не достигших 14 лет; - перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка. Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее человеческое достоинство.
Насилие – любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию. Выделяется два вида насилия над детьми – физическое и психическое. Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.
К этой форме насилия относится:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка; - оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
- угрозы в адрес ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; - предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослым обещаний;
- однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение интересами ребенка – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
3. Наносится вред здоровью ребенка
Проявления:
- расписание не соответствует нормам валеологии;
- сверхнормативное увеличение учебного плана;
- проведение более 2-х контрольных, проверочных работ в день;
- большие объемы домашних заданий;
- у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъявить неправильный ответ).
4. Отсутствие возможности участия в соуправлении учебным заведением.
- Отсутствие общественных детских, молодежных объединений в учебных заведениях.
Права родителей
  1. Родители (законные представители) имеют право на: 
  2. Обеспечение со стороны государства общедоступности получения их детьми начального общего, основного общего и среднего  (полного) общего образования. (Конституция РФ, ст.43, Закон РФ «Об образовании, ст.2 п.3, ст.5 п.3) 
  3. Выбор для своих детей форм получения образования, в том числе семейного образования, и видов образовательных учреждений. (Закон РФ «Об образовании, ст.52 пп.1,4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59 ) 
  4. Ознакомление с Уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. (Закон РФ «Об образовании, ст.16, п.2, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ст.9 п.4). 
  5. На прием детей в соответствии с Уставом школы и действующим законодательством. (Закон РФ «Об образовании, ст.16,ст.19 п.2) 
  6. Участие в управлении школой, в соответствии с Уставом школы (Совет школы, Попечительский совет, родительские комитеты). (Закон РФ «Об образовании, ст.52 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59) 
  7. Ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей. (Закон РФ «Об образовании, ст.15 п.7)   
  8. Перевод ребенка, получающего образование в семье,  для продолжения образования в школе при его положительной аттестации. (Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.3) 
  9. Обсуждение спорных вопросов  с учителями или  администрацией школы и обращение к уполномоченному по правам участников образовательного процесса. (Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.1 пп.3) 
  10. Обеспечение религиозного и нравственного воспитания в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями.  (Конвенция о правах ребенка ст.14, Закон РФ «Об образовании, ст.2 п.4) 
  11. Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на посещение  родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку. (Семейный кодекс РФ, ст. 66)   
  12. Добровольные пожертвования и целевые взносы школе в форме, предусмотренной Уставом и ознакомление с  материалами  об их использовании. (Закон РФ «Об образовании, ст.41, п.8)
  13. Своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской  общественности с  директором  школы. 
  14. Дополнительные встречи с учителем, если родитель (законный представитель) считает, что на то есть основания (по согласованию с учителем). (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.74)   
  15. Корректное высказывание  обоснованной критики в адрес школы на родительских собраниях, а также при встрече с директором школы. (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59п.п. «в») 
  16. В  случае  конфликта  между родителем (законным представителем) и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися перевод ребенка в другой  класс с согласия администрации. (Конвенция о  правах ребенка, ст.3) 
  17. Требовать от органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования проверок содержания и качества подготовки обучающихся,  уровня и направленности образовательных программ по обращению в указанный орган на основании решения общего собрания родителей (законных представителей) учащихся школы. (Закон РФ «Об образовании, ст.38, п.1,2)
Обязанности родителей
Родители (лица, их заменяющие) обязаны:
·  выполнять Устав школы в части, касающейся их прав и обязанностей;
·  защищать права и интересы своих несовершеннолетних детей, не применять мер наказания, унижающих личность ребенка;
·  воспитывать и создавать необходимые условия для получения детьми образования: направлять ребенка в школу в опрятном виде, с необходимыми принадлежностями для учебного процесса в школе;
·  оказать ребенку посильную помощь в учебной деятельности дома, обеспечивать необходимые условия для выполнения домашних заданий, поддержать интересы, творческие инициативы, проявление самостоятельности (если они служат созданию добра);
·  обеспечивать систематический контроль за посещаемость уроков, внеклассных школьных занятий, за результатами учебной деятельности и выполнением домашних заданий;
·  содействовать выполнению Правил для учащихся школы;
·  не допускать пропусков занятий детьми без уважительной причины, следить за здоровьем детей, своевременно ставить в известность школу о болезни ребенка, подтверждать пропуски отдельных уроков и учебных дней медицинскими справками, обеспечивать прохождение программного материала детьми за период их отсутствия в школе;
·  обеспечивать безопасный путь ребенку в школу и из школы;
·  обращать внимание педагогов на острые проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, искать пути обоюдного их решения, представлять телефоны для оперативной связи во время пребывания ребенка в школе;
·  разумно организовывать режим и свободное время ребенка, в том числе в выходные, праздничные и каникулярные дни, следить за его времяпровождением; ·  возмещать материальный ущерб за неблаговидные дела и поступки своих детей; ·  нести ответственность за ликвидацию академической задолженности ребенка в течение лета в случае его условного перевода;
·  решать вопрос в месячный срок (совместно с органами местного самоуправления) о направлении исключенного из школы ребенка в другое образовательное учреждение или о его трудоустройстве;
·  уважать права, честь и достоинство педагогов, поддерживать их авторитет и воспитывать к ним уважительное отношение ребенка, если их деятельность соответствует нормам педагогической этики;
·  заботиться о престиже школы;
·  показывать своим детям положительный пример выполнения трудовых, гражданских и семейных обязанностей; ограждать их от вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания и т.д.), прививать здоровый образ жизни; нести равную ответственность в отношении своих детей в случаях, когда брак между родителями расторгнут;
·  поддерживать постоянную связь с педагогами, регулярно посещать родительские собрания;
·  добросовестно выполнять свои обязанности в любых выборных органах школьного самоуправления, в которые делегирован от имени родителей.   Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, воспитанников разработаны на основе Закона об образовании, Типового положения об образовательном учреждении с учетом Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка, а также Устава школы. Перечень прав и обязанностей родителей (лиц, их заменяющих) составлен, исходя из стремления максимально полно учесть интересы всех сторон.

Источник: http://kravtsoval.ucoz.ru/
Категория: Доклады | Добавил: Люда (28.12.2010) | Автор: Л.Н. Кравцова
Просмотров: 4039 | Теги: права детей, права родителей, права учителя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: