Главная » Статьи » Документация » Доклады |
С тем, что школа должна жить по-новому, согласны все. И поправки к Закону «Об образовании», принятые в декабре 2007 года, дают новое понимание образовательных стандартов. Главное отличие их от старых в том, что они являются системой требований. Разработчики проекта называют ее «Три Т» Это требования, во-первых, к результату образования, во-вторых, к организации процесса обучения и, в-третьих, условиям его реализации. Они включают в себя финансово-экономическую, профессионально-педагогическую, санитарно-гигиеническую, материально-техническую и информационную составляющие. Еще один важный момент новой концепции стандартов, названный авторами проекта ключом к пониманию — это определение ее как общественного договора между школой, семьей, обществом и государством. Может быть, поэтому именно сейчас, впервые в нашей стране, проходит широкое общественное обсуждение образовательных стандартов. Раньше они просто «спускались сверху». Но сегодня, в рамках концепции общественного договора, форму которого они должны обрести, обсуждение не просто уместно, но и жизненно необходимо. Главная особенность стандартов второго поколения в том, что они выступают, прежде всего, как инструмент развития системы образования, в условиях быстро меняющейся образовательной среды. Этот инструмент задает ориентиры развития, определяющие целевые установки осуществления общего образования, служит фундаментом реформы образования, сохраняющей достоинства и конкурентные преимущества российской школы и одновременно отвечающей новым потребностям, направленной на решение задачи развития человеческого капитала. Стандарты второго поколения рассматриваются нами так же, как инструмент правового регулирования взаимоотношений субъектов системы образования, с одной стороны, и государства и общества - с другой. Это становится возможным, поскольку в основу разработки стандартов положен общественный договор в отношении: - Ожидаемых результатов общего образования (в области обучения, воспитания и развития); - Принципов формирования и сущности взаимных обязательств и прав всех участников договоров; - Общих принципов организации образовательного процесса. Стандарты второго поколения - это базовый комплексный государственный документ, определяющий совокупно систему требований и обязательств государства по отношению к обществу в целом как принципиальную основу для финансового управления системой образования. В системе существующего законодательного поля стандарт становится единственным нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования. Принципиально, что в стандарте на первое место выходят требования к результатам образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Именно результаты образования могут быть предметом диалога как внутри системы, так и между обществом и государством. На основе и с учетом образовательного стандарта проводится разработка: - моделей образовательных программ, базисных учебных планов, программ социализации, воспитания и развития, примерных учебных программ, важнейшей составной частью которых являются так называемые планируемые результаты изучения отдельных предметов: - моделей, процедур и технологий оценки деятельности федеральной и региональных систем образования, образовательных учреждений, педагогов и обучающихся с позиций соответствия требованиям образовательных стандартов качества образовательного процесса и качества подготовки выпускников. - контрольных измерительных материалов
для объективной оценки и - нормативной правовой базы, обеспечивающей введение, функционирование и контроль исполнения образовательных стандартов; - моделей и методик расчета нормативов ресурсного обеспечения образовательных систем: кадрового, материально-технического, информационного, учебно-методического, финансового; - моделей гигиенических нормативов и методик их оценки; - требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников образования. На сегодня создан экспериментальный комплект документов для начальной школы, который проходит апробацию, начиная с 2008 года. Наша школа также приняла участие в этом эксперименте. Для внедрения новых учебных стандартов в образовательный процесс было предложено три варианта примерных (базисных) программ для начальной школы. Мы выбрали второй вариант, который предусматривает: - Традиционную структуру раздела учебной части плана. - Место информатики в содержании. - Место основ безопасности в содержании. - Внеучебную работу по десять часов в неделю. В силу того, что новые учебники, предусмотренные этим планом, еще находятся в стадии разработки, наша школа продолжала использовать учебники УМК «Гармония», а для внеучебной работы учителями нашей школы были разработаны и внедрены различные программы, направленные на воспитание и социализацию учащихся. Это такие программы как: «Я - гражданин России», «Основы общественно-полезного труда», «Нравственное воспитание младших школьников», «Ритмика», «Ритмопластика», «Час психологической разгрузки», «Оздоровительные занятия в режиме дня», «Изобразительная деятельность». Требующиеся для реализации эксперимента финансы, Министерством Образования выделены были не в достаточном количестве. Материальные проблемы были решены усилием администрации школы и родителей учащихся. Школой была отремонтирована комната для отдыха и проведения внеучебной работы. Для повышения информационной культуры учащихся и для проведения полноценных занятий с использованием разных методик и технологий в классе было установлено компьютерное и мультимедийное оборудование. Очень важно, что в федеральных стандартах второго поколения приведены в соответствие цели, результаты образования и механизмы их достижения. Ведь в стандартах первого поколения, утвержденных в 2004 году, были заложены замечательные цели, прежде всего - личностное развитие ребенка, переход от навыко-знаниевой к развивающей модели обучения в начальной школе. Но, к сожалению, механизмы достижения этих целей предложены не были. В проекте стандартов нам особенно понравилось изменение структуры базисного учебного плана — выделение специального времени на внеучебную деятельность. Это позволяет структурировать деятельность образовательных учреждений в этом направлении и рассматривать воспитательную работу более системно и целостно. Я имею в виду, прежде всего, более системный подход к патриотическому воспитанию, к воспитанию гражданина своей страны, важность которого неоднократно подчеркивали разработчики. Важно, что стандарты позволяют учитывать в образовательном процессе региональные, культурно-исторические особенности нашего региона. Источник: http://kravtsoval.ucoz.ru/ | |
Просмотров: 3817 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 0 | |